Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами: ее последствия и законность

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами: ее последствия и законность

Неисправности, при которых запрещена эксплуатация автомобиля

Любое транспортное средство — это источник повышенной опасности. И даже велосипед. Поэтому водитель, усаживающийся за руль, должен четко себе представлять ту степень ответственности, которую он возлагает на себя.

Очень часто бывает, что водители адекватно оценивают свою обязанность по безаварийному управлению своим транспортным средством: двигаются без формальных нарушений ПДД, уважают права других участников (например, пешеходов), уступают дорогу приоритетным участникам движения. Но ДТП все равно имеют место быть. В чем причина этого, на первый взгляд, парадоксального явления? А секрет таится в пренебрежении элементарными требованиями по обеспечению исправности движущегося транспортного средства.

Неисправности… Как часто водители забывают о них, наивно полагая, что никакой опасности (даже потенциальной) для безопасности движения они в себе не несут. Кроме того, убеждая других в своей законопослушности и одновременно передвигаясь на неисправном автомобиле, водитель впадает в жесточайшее противоречие, ибо ПДД однозначно трактуют последнее, как грубое нарушения закона. Попробуем разобраться.

Все возможные неисправности транспортного средства российский законодатель разделил на три группы.

В первую вошли неисправности, с которыми категорически запрещается движение (даже до места стоянки или ремонта). Данный перечень неисправностей позиционирован самим текстом ПДД (раздел 2). При неисправности или нефункционировании, во-первых, тормозной системы, во-вторых, рулевого управления, категорически запрещается движение. Причем, абсолютно неважны условия движения — видимости, состояния проезжей части, времени года или суток и пр. Еще три неисправности обозначены под условием: нельзя эксплуатировать автомобиль, если:

1) Не функционируют внешние световые приборы (в темное время или при недостаточной видимости);

2) Не работает сцепное устройство (когда осуществляется движение на автомобиле с прицепом);

3) Не действует стеклоочиститель (однако только со стороны водителя и в условиях необходимости его использования).

Стоит задаться вопросом: «А по какой причине законодатель определил именно такой перечень неисправностей?» Ответ на вопрос очевиден. При наличии данных неисправностей транспортное средство становится источником тотальной опасности на дороге. Независимо от водителя, даже неукоснительно соблюдающего правила безопасности движения и невероятную осторожность и аккуратность, данные неисправности функционально влияют на дорожную ситуацию.

Именно поэтому при возникновении любого из пяти, указанных выше, неисправностей водитель обязан воздержаться от дальнейшего движения, и в случае невозможности устранения проблемы на месте, вообще отказаться от использования транспортного средства. В противном случае, забрезжит неприятная перспектива запрета на эксплуатацию автомобиля со снятием регистрационных знаков, как административной санкции. Это — в лучшем случае. В худшем — практически неизбежно ДТП.

Вторая группа неисправностей — более представительная. Это проблемы механической части автомобиля, при которых движение запрещается, но все же разрешается следование до места предполагаемой стоянки или осуществления ремонта при соблюдении необходимых условий и мер безопасности. Данный перечень четко обозначен в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации».

Наибольшая «популярность» присуща следующим проблемам технического состояния автотранспорта: 1) неисправность стояночной тормозной системы (ручника); 2) превышение допустимого люфта рулевого колеса; 3) не работающие стеклоочистители и стеклоомыватели; 4) превышение допустимого износа протектора шин; 5) проблемы системы выпуска выхлопных газов; 6) отсутствие или ненадлежащее качество ремней безопасности; 7) неисправность звукового сигнала; 8) отсутствие необходимых атрибутов багажника (медаптечка, огнетушитель, а также знак аварийной остановки).

С подобными неисправностями разрешается движение до гаража или автосервиса по той причине, что безопасность на дороге зависит от их наличия корреляционно; то есть должная внимательность и нарочитая осторожность водителя позволит нивелировать (пусть и ненадолго) факт данных проблем технического состояния автомобиля.

Третья группа неисправностей законодателем вообще не позиционируется в качестве собственно неисправностей. Не работающие амортизатор или стеклоподъемник, указатель температуры системы охлаждения и т.д. не запрещают эксплуатировать автомобиль. Однако это весьма спорный момент. Любая неисправность — это возможность нештатной ситуации в условиях движения.

Вообще, «золотое правило» безопасности гласит: любая, даже ничтожная неисправность, вовремя не реализованная в ремонте, потянет за собой усугубление технических проблем. А это, в свою очередь, скажется на безопасности дорожного движения.

Предусмотрен ли штраф за разную резину в 2020 году?

Резина – пожалуй, одна из важных составляющих автомобиля. Стоимость новой резины и смена летней на зимнюю приводит к довольно большим тратам, которые не все водители готовы нести. Поэтому есть водители, которые начинают экономить на таких важных составляющих, как резина. А это влечёт за собой неправильную эксплуатацию авто и от инспектора ГИБДД можно получить штраф за разную резину.

Почему важно соблюдать рисунок протектора?

Если внимательно изучить правила дорожного движения, то можно узнать, что запрещено устанавливать на одну ось шины с разной резиной. В силу данный закон вступил ещё в 2010 году, и в настоящее время он продолжает действовать. На что стоит обратить своё внимание?

  1. Запрещено использовать автомобиль, если на одну ось установлены модели шин с разными рисунками.
  2. Нельзя эксплуатировать машину в случае, если установлены шины с разными конструкциями и размерами.
  3. Если на одну ось установлены неошипованные и ошипованные шины. Что касается данного пункта, то в обязательном порядке все шины автомобиля должны быть или с шипами, или без.

Когда водитель устанавливает на одной оси авто шины с разным рисунком протектора, то он должен понимать, что в данном случае он рискует своей безопасностью и безопасностью тех, кого перевозит. Стоит знать, что если на одной оси разные шины, они по-разному ведут себя при торможении, что сказывается на характеристиках тормозного пути. В данном случае реакция машины может быть самой разной. Особенно опасно ездить на машине с разной резиной в дождливую погоду или гололёд.

Можно ли использовать разную резину?

Штраф за разную резину можно получить при первой же остановке инспектором ГИБДД. Но, скорее, бояться нужно не этого, а того, что последствия могут быть очень серьезными. Например, водитель на одно колесо установил резину, которая прекрасно справляется с ездой на сухой дороге, а на второе колесо установил резину, предназначенную для предотвращения аквапланирования. Итог: одно колесо прекрасно будет справляться в дождливую погоду, а второе просто занесёт. Такая ситуация – стресс для водителя и для самого автомобиля.

Летняя и зимняя резина

Несвоевременная замена одного вида резины на другой может повлечь за собой штраф. Сумма штрафа составляет 500 рублей и за разные покрышки. При замене летней резины на зимнюю все колёса автомобиля должны претерпевать эту замену. Бывает, конечно, так, что вдруг одна из покрышек портится. В данном случае можно сначала попытаться отыскать замену. Но вдруг это сделать не удалось? Тогда придётся приобрести две шины одинаковые. Устанавливать их нужно на одну ось.

Эксперты говорят о том, что также комбинация зимних и летних шин нежелательна. Такая комбинация может привести к заносу на дороге, так как каждый из двух типов шин имеет разное сцепление с дорожным полотном.

Ответственный автомобилист будет выбирать особенно тщательно и максимально похожие варианты шин для своей машины. Штраф за несезонную резину может составить около 2000 рублей.

Отличить летнюю резину от зимней можно чисто визуально. Протектор зимнего варианта резины достаточно грубый и глубокий. Кроме того, зимняя резина наделена совсем другим рисунком, который отличает её от летней резины. Также наличие шипов тоже заметно вносит отличие от летней. Наличие шипов позволяет создавать достаточно хорошее сцепление со скользкой дорогой и льдом.

Летнюю резину делают из таких материалов, которые способны выдержать в летний период времени воздействие высокой температуры. Так как асфальт в летнее время очень сильно нагревается, соответственно резина должна выдерживать такие температуры. Летняя резина достаточно эластичная, но при конкретном перепаде температур она теряет это свойство.

Зимняя резина тоже имеет определённый состав, чтобы хорошо взаимодействовать с покрытием. Шипы помогают бороться со льдом и снегом. Как только температура воздуха повышается (выше +1 градуса), то ездить на зимней резине опасно. Летняя резина по жёсткости уступает зимней, и это понятно.

Разный протектор на передней и задней оси

На вполне законных основаниях автомобилист использует разные покрышки на передней и задней оси. Никаких запретных пунктов в законодательстве нет. Характерные черты самих колёс примерно одинаковые, поэтому автомобиль должен нормально вести себя на дороге.

До некоторого времени на практике многие совмещали летнюю резину и зимнюю. Обычно на заднюю ось крепили резину зимнюю, а на переднюю – летнюю.

Но стоит отдельно сказать о том, если водитель покупает шины с разным рисунком протектора и ставит резину с одним рисунком на переднюю ось, а с другим рисунком – на другую ось. В законодательстве нет пункта, где бы говорилось о том, что нельзя ставить резину с разным рисунком на разные оси. Разрешено использовать свой автомобиль, если на задней оси две одинаковые резины, и на передней тоже две одинаковые отличительные от задней. Поэтому при покупке резины самое главное одну одинаковую пару покрышек устанавливать на одну ось. Такой факт не должен сказаться на вождении авто. Например, если экстренно затормозить, то никаких проблем обычно не возникает. Итак, разная резина на передней и задней оси, то есть разный рисунок – проблем возникнуть не должно.

Разные протекторы одной оси

В ПДД есть пункт, который указывает на то, что резина должна быть идентичной на одной оси. Поэтому практически нельзя применять шины с отличительным друг от друга рисунком на каждом колесе. Но при этом износ каждой шины может быть разным. Здесь речь может идти только о том, что нельзя применять шины восстановленные и новые на одной оси. Возможно, не все знают, что такое восстановленная резина. Это такой тип шин, который уже полностью износил себя, после чего её отправляют обратно на завод. Там проводят восстановительные работы, накладывая новый слой на изношенную резину с протектором.

Читать еще:  Описание моторного масла shell helix, разнообразие и отзывы автовладельцев

Штрафные санкции при разной резине

Можно ли ставить разную резину и обосновано ли это законодательно? Законодательство установило правила, согласно которым на автомобилиста будет накладываться штраф при применении разной резины. При остановке инспектором ГИБДД в лучшем случае можно отделаться обычным предупреждением. Но также можно получить штраф, размер которого составляет 500 рублей. Не удастся избежать наказания, если:

  1. Летняя и зимняя резина установлены одновременно на автомобиле (шипованная и нешипованная резина).
  2. Разные покрышки установлены на одной оси автомобиля.

Советы автомобилистам

Устанавливая на авто разный вид резины, нужно обязательно взвесить все за и против, чтобы оценить все риски. Имея резину с разным протектором, автомобилист должен быть готов ко всем последствиям.

  1. Поведение автомобиля на дорожном полотне может ухудшаться, если резина разная. Также эксплуатационные характеристики машины тоже могут страдать.
  2. Если раньше автомобилисты могли абсолютно спокойно ставить разную резину, то сейчас это чревато последствиями. Зарубежные производители сейчас делают огромный упор на производство резины согласно сезону года. Совсем небольшой протектор на резине зимней имеет сцепление с дорогой минимальное.
  3. На одной оси нельзя крепить разную резину.

Понятно, что каждый автомобилист пытается как можно больше сократить свои расходы на оснащение, ремонт и восстановление своего транспортного средства. Если есть возможность сэкономить, то, скорее всего, автовладелец использует эту возможность. Конечно, не все водители подчистую так делают, но есть такая огромная категория людей, использующая эту возможность.

Причина аварий может крыться не только в том, что протектор на колесах может быть разным. Скорее следствием этого может являться опасность при обгоне на дороге. Категорически запрещено устанавливать шины, которые имеют разную конструкцию и назначение. Даже соблюдая дистанцию, можно попасть в неприятную ситуацию. Пусть даже в соседнем автомобиле водитель решил уступить вам, но имея разную резину нельзя предсказать, как себя будет вести машина. Увеличивая скорость при совершении обгона, транспортное средство может стать трудноуправляемым. В результате можно попасть в аварию. Кроме того, такие маневры могут быть опасны не только для движущихся машин, но и для пешеходов. Не стоит экономить на таком важном элементе машины, как резина.

Заключение

Если абсолютно каждый водитель не будет думать о некой экономии, будет соблюдать все правила, то удастся избежать ненужных штрафов. Также это приведёт к тому, что он будет чувствовать себя на дороге абсолютно уверенно. Особенное внимание нужно уделить зимней резине и летней. Обязательно стоит переобуваться по сезону. Не нужно проводить никаких экспериментов, ставя под угрозу свою жизнь и жизни других людей.

Сейчас есть и такие покрышки, которые называют всесезонными. Но при их выборе стоит обращать внимание на то, по каким дорогам предстоит ездить и какой способ вождения при этом будет использован. Например, если дорожное покрытие слишком твёрдое, то шипованная резина подойдёт как нельзя лучше. Именно она поможет обеспечить лучшее сцепление с покрытием.

Если инспектор ГИБДД выписывает штраф за отсутствие нужной резины, то иногда удаётся его переубедить, сказав, что именно сейчас автомобилист направлялся на смену. Но доказать данный факт практически невозможно. Конечно, хорошо, если инспектор поверил, но всё же лучше не затягивать и производить смену вовремя.

Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС

Приложение
к Основным положениям по допуску
транспортных средств к эксплуатации и
обязанностям должностных лиц по
обеспечению безопасности дорожного движения

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

1. Тормозные системы

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.

2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

Суммарный люфт не более (градусов)

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10
  • Автобусы — 20
  • Грузовые автомобили — 25

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:

  • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Примечание. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

6. Двигатель

6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

Читать еще:  Пособие, что такое пневмосигнал на авто, как его сделать и установить своими руками

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7. Отсутствуют:

  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах -медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
  • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
  • на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

7.15.1. Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения».

7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Почему происходит износ шин, и когда покрышки пора менять?

Среди всех узлов автомобиля наибольшему износу при его эксплуатации подвержены шины. Через них осуществляется контакт транспортного средства с дорожным покрытием, в результате чего резина постоянно испытывает серьезнейшие нагрузки. Состояние шин напрямую влияет на безопасность эксплуатации автомобиля, потому вам следует тщательно следить за их износом.

1 В чем опасность эксплуатации автомобиля с изношенными шинами?

Износ шин не только свидетельствует о частом использовании транспортного средства, но и позволяет оценить его состояние в целом. Повышенное и неравномерное истирание говорит о наличии различных проблем, требующих скорейшего устранения. Изношенная резина может крайне негативно отразиться на безопасности эксплуатации автомобиля, особенно на высоких скоростях. Плохие покрышки обеспечивают крайне неустойчивое сцепление машины с дорожным полотном.

Истиранию подвержена как обычная, так и зимняя резина. Зимние шины имеют специальные ламели, которые буквально «вгрызаются» в снег при движении и повышают качество сцепления машины с обледеневшим или заснеженным покрытием. Из-за износа протектора ламели не смогут справиться со своими основными задачами, и сцепление с дорогой сильно ухудшится. Езда по мокрым дорогам на изношенных шинах нередко приводит к аквапланированию. Так называют ситуацию, когда вода забивается в канавки протектора и не успевает оттуда вытечь, в результате чего колеса становятся абсолютно гладкими и неспособными обеспечивать хоть сколько-нибудь надежное сцепление с дорогой.

Изношенные шины автомобиля — это прямая угроза безопасности водителя на дороге

Из-за изношенных колес, особенно в дождливую погоду, сильно увеличивается тормозной путь машины. На скорости чуть больше 60 км/ч он может составлять более 2 метров, и это при наличии антиблокировочной тормозной системы. Несмотря на то, что изношенные шины с полностью или почти стертыми канавками и ламелями обеспечивают отличный контакт с поверхностью сухих трасс, пользоваться данным преимуществом нельзя. Тормозной путь все равно будет очень большим, да и всегда есть вероятность ухудшения погодных условий.

2 Из-за чего резина теряет свои технические характеристики?

Профессионалы выделяют несколько основных факторов, влияющих на изношенность протекторов:

  1. Плохое качество дорог. Водитель никак не может снизить отрицательное воздействие плохого дорожного покрытия на колеса, потому с этим фактором придется смириться.
  2. Стиль вождения. Фактор, который влияет не только на резину, но и на все остальные узлы машины. Лихое вождение может привести к повышенному износу самых разных деталей.
  3. Несвоевременное техническое обслуживание.
  4. Неправильный уровень давления воздуха в шинах.
  5. Несоблюдение норм скоростного режима.
  6. Дисбаланс колес.
  7. Неграмотная установка колес.
  8. Неисправности ходовой или рулевого управления.
  9. Неверно подобранная резина.

Машину с очень старой резиной использовать нельзя, так как разрушение корда повлечет за собой разрыв шины

Нужно учитывать, что колеса, как и другие детали, подвержены старению. Со временем технические характеристики любых, даже самых хороших шин, снижаются. Максимальный срок эксплуатации автомобильной резины составляет всего 10 лет, после чего ее следует менять. Даже если в течение этого времени машину использовали непостоянно, покрышки нужно заменить на новые. Даже на хранении в гараже резина постоянно испытывает воздействие внешней среды.

В течение всех лет использования шин в них скапливается влага, которая, в свою очередь, может привести к деформации металлического корда. Машину с очень старой резиной использовать нельзя, так как разрушение корда повлечет за собой разрыв шины. Если это произойдет на высокой скорости, автомобиль потеряет управление.

3 Каким бывает износ – виды и причины

Существует много видов износа автомобильной резины, возникающих по разным причинам. При стандартной эксплуатации автомобиля происходит нормальный износ, вызванный исключительно ездой на машине, воздействием дорожного покрытия и внешних условий среды.

На передние и задние колеса воздействие при эксплуатации различно, потому специалисты рекомендуют периодически менять задние и передние колеса местами.

Наибольшую нагрузку получают управляемые колеса. Самая изнашиваемая часть покрышек при обычной эксплуатации – боковые поверхности. У ведущих колес велико истирание и средней части. Это вызвано тем, что середина покрышки больше всего взаимодействует с дорожным покрытием. У заднеприводных автомобилей передние колеса стираются по бокам, а задние – посередине.

Отдельными видами износа являются центральный и двусторонний. Причина их возникновения – повышенное или пониженное давление в шинах. При слишком высоком давлении протектор колес стирается по центру, так как с дорожным покрытием контактирует только центральная часть покрышки. Двусторонний износ характерен для низкого давления, когда шины контактируют с дорогой большой площадью, из-за чего сильно стираются бока резины.

Особенно страдают при передвижении и изнашиваются первыми управляемые колеса

Сильный износ резины происходит из-за дисбаланса колес. Чаще всего он приводит к повышенному истиранию передней оси. Для устранения дефекта необходима балансировка. Если после балансировки покрышки продолжают изнашиваться, и на них появляются дефекты по окружности и в виде пятен, проблема может крыться в подвеске. В такой ситуации требуется проведение полной диагностики амортизаторов и рычагов. Одиночное пятно на резине может появиться из-за резкого торможения.

Пилообразное истирание характерно для блочных протекторов ведущих колес. Причина таких повреждений – деформация колеса, появляющаяся из-за протаскивания блоков по дорожному покрытию. Из-за этого защитная часть резины истирается, и покрышки нужно будет менять. Чешуйчатый или зубцеобразный износ характерен для покрышек грузовых машин, и появляется он в результате сильных перегрузок. При появлении его признаков рекомендуем внимательно проверить внутреннюю сторону резины на наличие трещин. Следует устанавливать на грузовые автомобили шины с запасом по максимальной нагрузке на 10-15 %. Если не соблюдать это правило, шины будут изнашиваться в несколько раз быстрее.

При эксплуатации автомобиля с одной стороны передних колес могут образоваться острые края из-за неаккуратного вождения или плохой дороги. При езде по гравию на резине быстро появляются трещины, царапины и микроразрывы. Такие же последствия вас ждут из-за частой быстрой езды. На грузовых автомобилях шины могут быть подвергнуты волочению. Этот тип износа возникает при разнице давления внешних диаметров и глубины протектора у пары колес на одной оси. Из-за этого меньшая шина будет волочиться за большей, может проскакивать при движении и торможении.

Продольный гребенчатый износ характерен для блочных протекторов, устанавливаемых на ведущую ось. Он приводит к повышенному истиранию сбегающих краев резины. Для снижения негативного эффекта можно сменить направление вращения колес. Такие же последствия характерны и для неправильной эксплуатации автомобиля. Крутые повороты, резкие разгоны и торможения приводят к продольному гребенчатому износу, который выступает причиной появления трещин в канавках протектора.

4 Когда следует менять покрышки – расчет и рекомендации

«Лысые» шины не способны выполнять свои функции, не могут обеспечивать надежное сцепление с дорогой, могут становиться причиной увеличенного тормозного пути и аварийных ситуаций на дороге. Срок годности установленной резины зависит от многих факторов, и водителю следует внимательно следить за колесами своего авто, чтобы своевременно принять решение о необходимости покупки новых покрышек.

Профессионалы выделяют несколько случаев, в которых шины следует менять обязательно. Замену нужно производить, если достигнут максимальный предел износа, когда высота протектора становится менее 1,6 мм. Индикаторы износа обычно присутствуют на протекторах и ламелях шин. Замену также следует производить, вне зависимости от состояния колес, каждые 40-50 тысяч километров пробега. Но нужно учитывать, что рекомендованные сроки замены зависят от их индивидуальных особенностей и условий эксплуатации.

Читать еще:  Замена жидкости гур renault logan: какое масло лить в гидроусилитель руля, неисправности насоса

Замена требуется также в случаях, когда глубина канавок шин на одной оси различается более чем на 5 мм. Это может крайне негативно сказаться на управляемости. При ненормальном износе колес замену шин нужно сопровождать диагностическими и ремонтными работами, чтобы можно было устранить причину негативного воздействия на резину. Любые нарушения целостности шины тоже должны становиться причиной замены колес. Поврежденные покрышки являются крайне ненадежными, они могут разрываться во время движения. При выборе резины учитывайте все рекомендации производителя, касающиеся типоразмеров.

В данном случае не нужно быть профессионалом, чтобы ощутить острую необходимость замены — состояние шин неудовлетворительное

Для разных типов транспортных средств устанавливаются различные нормы допустимого износа резины. Если эти нормы превышены, то покрышки следует менять:

  • легковые автомобили – высота протектора менее 1,6 мм;
  • мотоциклы – менее 0,8 мм;
  • грузовые – менее 1 мм;
  • автобусы – менее 2 мм.

Представленные нормативы актуальны для летней резины и действуют как в России, так и в европейских странах. Это предельные нормы, автолюбителям настоятельно не рекомендуется доводить состояние колес машины до такого уровня. Лучше всего менять шины при высоте протектора менее 2-3 мм для летней резины и менее 4-6 мм для зимней.

5 Как определить состояние автомобильных шин?

Проще всего понять, что резина износилась, по специальному индикатору. Он представляет собой столбик, размещаемый в канавках протектора высотой 1,6 мм. Как только высота протектора сравняется с данным обозначением, шины следует менять. Для нахождения индикатора уровня износа нужно отыскать на боковой стороне знак треугольника, знак TWI или логотип торговой марки.

Когда высота протектора колеса достигнет критической отметки, следует сменить шины на автомобиле

Сегодня многие производители шин выпускают резину, которая имеет промежуточные индикаторы. Они могут свидетельствовать о том, что покрышки более не могут обеспечивать безопасное сцепление с влажным или сухим асфальтом.

В протекторах и ламелях выдавливают и специальные цифровые индикаторы, имеющие разную глубину. Наименьшую глубину имеет цифра 8, а наибольшую – цифра 2 (4 для зимней резины). По мере истирания протектора цифры будут исчезать. Сначала исчезнет цифра 8, затем 6 и т.д. Как только исчезнет наименьшее цифровое значение – колеса пора менять.

Существуют разные типы индикаторов:

  1. Ряд индикаторных цифр в миллиметрах.
  2. Ряд индикаторных цифр в процентах от начальной высоты протектора.
  3. Одна сегментная цифра, выполненная так, что каждый ее сегмент имеет разную глубину. По мере истирания резины появляются разные цифры.

Недавно на рынке появилась резина, которая по мере износа может изменять свой цвет. При сильном истирании протектор окрашивается в яркий оттенок, сигнализирующий о необходимости замены шин. Цифровые и цветовые индикаторы могут сообщить о степени износа, но точную информацию о своих колесах можно получить, только если самостоятельно измерить глубину канавок. Для этого нужно использовать измеритель глубины профиля. Если полученные результаты ниже установленных нормативов, резину придется менять.

Для измерения можно использовать и подручные средства, к примеру, штангенциркуль или линейку. Чтобы определить износ, опустите щуп штангенциркуля на дно канавки и зафиксируйте полученные значения. Линейку тоже можно попросту вставить в протектор и затем оценить его глубину по цифровой шкале. Легко проверить глубину и обычной монеткой. Для этого монету номиналом в 2 рубля поместите в канавку головой орла вниз. Если резиной еще можно пользоваться, то голову орла видно не будет. На сильно изношенных шинах голова птицы хорошо видна, то есть колеса нуждаются в скорейшей замене.

Есть ли штраф за разную резину в 2019 году?

Бывает, что на машину приходится ставить неодинаковые шины. За это в предусмотренных законом случаях могут оштрафовать. Рассмотрим подробнее нормы закона, разъясняющие порядок применения штрафа за разную резину.

Есть ли штраф (и за что налагается)?

Штраф за разную резину в 2020 году по-прежнему налагается: нормы закона, на основании которых возможно применение такой санкции, действующие уже несколько лет, законодатель менять пока что не планирует (по крайней мере, если такие инициативы и есть, они пока не афишируются на публику).

Речь идет о совокупности норм, закрепленных:

  1. В пункте 5.5 Приложения к ПДД (Постановление №1090).

Там указано, что запрещается эксплуатация автомобилей, у которых:

  • на одной оси поставлены шины разной величины и разного типа (например, с разным рисунком и глубиной протектора, с камерой или без, холодоустойчивые и «теплолюбивые», новые и прошедшие процедуру восстановления);
  • одновременно поставлены шины с шипами и без (их соотношение значения не имеет — может быть 3 шипованных шины и 1 нешипованная, или по 2 каждого типа, как не играет роли и их расположение на осях).

В свою очередь, при буквальном прочтении норм в п. 5.5 Приложения к ПДД, можно сделать вывод о том, что машиной можно управлять, если на каждой из ее осей поставлена пара одинаковых шин, в то время как между собой эти пары отличаются. Главное — чтобы они не отличались по признаку наличия или отсутствия шипов.

Отметим, что в правилах ничего не сказано о запрете на установку шин с разной степенью износа. Однако, по возможности не рекомендуется использовать такие шины (особенно, если разница в состоянии шин видна невооруженным взглядом). Это может привести к снижению управляемости автомобилем — иногда даже худшей управляемости, чем при использовании «разных» шин в контексте положений п. 5.5 Приложения к ПДД.

  1. В пункте 1 ст. 12.5 КоАП РФ.

В них указано, что в случае, если автомобиль, попадает под критерии запрета, зафиксированные в ПДД — то есть, те, что отражены выше, то в отношении человека, который данным автомобилем управляет, налагается штраф в размере 500 рублей. Либо — инициируется вынесение предупреждения.

Существует при этом ряд условий, при которых указанного штрафа можно избежать (либо повысить вероятность вынесения предупреждения вместо него).

Как избежать штрафа?

Не считая очевидных условий избегания штрафа — установки на ТС шин, соответствующих ПДД, при общении с инспектором ГИБДД автовладелец вправе обратиться к положениям пункта 2.3.1 ПДД. Там сказано, что если водитель обнаружил несоответствие тех или иных технических параметров своего ТС нормам ПДД, и если такое несоответствие невозможно устранить на месте, то автомобиль разрешено — при наличии объективной возможности и соблюдении мер безопасности дорожного движения, перегнать на место стоянки или ремонта.

Указанная норма чаще всего применима в распространенной ситуации, когда у машины прокалывается колесо — и на его место приходится ставить «запаску» либо докатку, которые, разумеется, далеко не всегда соответствуют по характеристикам «оригинальному» колесу. А если это докатка — то она, скорее всего, и вовсе не будет на «оригинальное» колесо похожа.

Таким образом, если водитель поставил вместо проколотой шины другую — которая не соответствует ПДД (например, является шипованной — в то время как остальные шины на машине «летние», или имеет рисунок протектора, отличающийся от того, что есть на соседней шине), то он может избежать ответственности, если докажет инспектору ГИБДД, что едет в автосервис или домой, чтобы поставить машину во дворе, и потом установить правильное колесо.

«Доказательства» могут быть при этом самыми разными — закон никак не регламентирует их. Так, в большинстве случаев сам факт наличия установленной докатки на машине является вполне убедительным аргументом: очевидно, что с ней машину водить попросту некомфортно (как следствие, придется вести ее медленно). Поэтому, у инспектора, вполне вероятно, и не будет вопросов: и так понятно, что человек на докатке практически наверняка будет иметь желание лишь «докатиться» до места, где сможет поставить нормальное колесо. В этом смысле установка «непохожей» на другие колеса докатки может быть даже более предпочтительным действием, чем использование запаски — с характеристиками, приближающими ее к «оригиналу», но, вместе с тем, не обеспечивающими ее соответствия ПДД.

Иными обстоятельствами (в том числе и при установке «похожей» запаски), которые с высокой вероятностью склонят инспектора ГИБДД не применять к водителю штрафных санкций, могут быть, например:

  • наличие в зоне прямой видимости автосервиса — куда водитель и держит путь;
  • сообщение от других инспекторов — ранее останавливавших водителя, об особенностях его перемещения по дороге;
  • наличие исходящих звонков (сообщений) на телефоне водителя на номера близлежащих сервисных центров — если рассматривать совсем уж неофициальные доказательства.

Водитель вправе ожидать, что обстоятельства, при которых эксплуатируется ТС с запаской или докаткой, в любом случае будут учтены инспектором по существу — и он пойдет навстречу. А если ничего не получится, то всегда есть шанс обжаловать постановление на штраф — при наличии возможности, разумеется, предъявить необходимые доказательства в момент обжалования.

Резюме «Вопрос-ответ»

  1. Сохраняется ли штраф за разную резину в 2020 году?

Да, и он применяется, если резина:

  • разная на одной оси;
  • разная в части наличия или отсутствия шипов — в любых местах машины.

Штраф составляет 500 рублей, и может быть заменен предупреждением.

Да, если удастся доказать, что ехать на разной резине пришлось вынужденно, и пункт назначения — сервисный центр либо место стоянки. Наличие докатки может быть сильным аргументом: далеко уехать на ней сложно.

В случае, если на каждой отдельной оси — одинаковая резина, и на машине нет сочетания шипованной и нешипованной резины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector