Саудовская женщина делает историю вождения автомобиля f1 в день женский запрет был снят

Саудовская женщина делает историю вождения автомобиля f1 в день женский запрет был снят

Королевство меняет имидж ради развития экономики

С воскресенья в мире не останется стран, где женщины не могут водить машину,— соответствующий запрет будет снят в Саудовской Аравии. Это станет одним из самых значимых шагов в рамках стратегии Vision 2030, принятой в 2016 году по инициативе наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. Ключевые цели стратегии — избавить Саудовскую Аравию от нефтяной зависимости, превратить ее в одну из самых современных экономик мира, а также оставить в прошлом образ застрявшего в средневековье государства. Удается ли это, выясняла в городах Эр-Рияд и Даммам корреспондент “Ъ” Марианна Беленькая.

Атмосфера, царящая сейчас в Саудовской Аравии, чем-то напоминает времена перестройки в СССР. «Десятилетиями здесь ничего не происходило, а теперь мы не успеваем за переменами. Кажется, что мы спали, нас внезапно разбудили, встряхнули, и вот мы уже в другой стране»,— поделилась с “Ъ” впечатлениями 20-летняя студентка одного из столичных университетов Сюзанна.

Ей вторит Нура — она работает в министерстве информации, которое на глазах превращается в современное пиар-агентство. Нура училась в США, но у нее не было и мысли остаться на Западе, как до нее это делали сотни саудовских выпускников. «Как можно упустить это время? Я в самом центре событий, каждый день что-то новое. Если бы я осталась, то потом приехала бы в чужую страну. А так я причастна к истории»,— говорит она. У многих собеседников в Саудовской Аравии чувствуется желание разделить с окружающими эмоции от перемен, которые происходят в стране. «Посмотрите, какой у нас музей, а еще библиотека, тусовка, как в Европе, кинотеатр. А главное, женщины сядут за руль»,— в таком ключе проходили почти все разговоры.

Решение о снятии для женщин запрета на вождение автомобиля было принято еще в сентябре прошлого года. За прошедшее время в Саудовской Аравии были организованы трехмесячные курсы для инструкторов, а затем и сами школы вождения. Год назад Нажла вернулась в Саудовскую Аравию из США, где получила степень магистра математики. У нее муж, двое детей. Казалось, никаких сюрпризов впереди, и вдруг — новый закон. «Мне так хотелось поделиться с другими своим опытом вождения, полученным в США, что я записалась на курсы для инструкторов. И я счастлива»,— рассказала она “Ъ”. Ее ученицам от 18 до 55 лет. Кто-то из них уже умеет водить — несмотря на запрет, женщины все равно садились за руль там, где никто не мог донести на них в дорожную или религиозную полицию. Многие получали права за границей. Если они еще действительны, заново проходить курсы не нужно, саудовские права выдают автоматически.

Впрочем, в консервативных религиозных кругах к праву женщин водить машину относятся настороженно. Слишком долго общество убеждали, что ислам такое поведение не допускает. Нет полного единодушия и среди женщин, хотя подавляющее большинство — 93% — одобряют новый закон (данные опроса, проведенного по заказу компании Uber). 78% собирались получить права, из них 31% готовы зарабатывать деньги благодаря вождению, в том числе в качестве таксиста.

Как экономические реформы в Саудовской Аравии активизировали эмансипацию

«Саудовская Аравия никогда не будет прежней»,— написала на своей странице в Twitter сразу после снятия запрета основательница движения Women2drive Маналь аль-Шариф. Она и ее соратницы потратили годы, чтобы добиться отмены запрета. Петиции, кампания в интернете, демонстративное нарушение закона — активисток не останавливала даже тюрьма. Госпожа аль-Шариф была вынуждена уехать из страны, ряд ее соратниц по-прежнему остаются в заключении. Некоторые были арестованы совсем недавно. «Удивлена этими арестами. В то время как мир становится свидетелем отмены запрета на вождение для женщин, власти запугивают и арестовывают активисток, которые настаивали на этих реформах»,— написала Маналь аль-Шариф в Twitter в эту среду.

На самом деле снятие запрета на вождение не имеет ничего общего с правами человека в Саудовской Аравии. «У нашей страны амбициозные планы по развитию и диверсификации экономики. Это особенно важно в условиях волатильности цен на нефть. Женщины составляют почти половину населения Саудовской Аравии. Их мобильность — залог успеха всей страны»,— сказала “Ъ” бизнес-аналитик и инвестиционный советник Тала аль-Джабри. Перемены пришли в страну вместе со стратегией Vision 2030, принятой в 2016 году с целью диверсификации саудовской экономики и избавления ее от нефтяной зависимости. Стратегия затрагивает все сферы жизни саудовского общества — от бизнеса до культуры и спорта. Экономические результаты реформ оценить пока трудно. Но показательная кампания наследного принца по борьбе с коррупцией (в том числе внутри королевской семьи) и изменения в сфере развлечений служат хорошей рекламой проводимых реформ.

Как не устает повторять наследный принц Мухаммед бен Сальман, никакие нормы ислама не обязывают женщину носить черную одежду и закрывать лицо.

В дорогих ресторанах, торговых центрах и на концертах таких женщин больше, чем на прогулке в парке. Многие при этом признавались корреспонденту “Ъ”, что речь не идет о политическом высказывании, а все зависит от настроения и обстоятельств: сделала красивую прическу — платок не нужен, не успела помыть голову — надела хиджаб.

Как саудовская перестройка пустила женщин на руководящие посты

Впрочем, собеседники “Ъ” в Эр-Рияде и Даммаме отмечают, что взгляды за один день не меняются: должны пройти годы, чтобы общество приняло предлагаемые ему перемены. По данным газеты «Сабк», глава департамента развлечений Ахмед аль-Хатиб был уволен в минувшее воскресенье, после того как в интернете появился ролик выступления российских гимнасток во время гастролей московского цирка в Эр-Рияде. Пользователи соцсетей возмутились неподобающим видом артисток, одетых в трико. Официального подтверждения связи между увольнением и цирком нет, однако собеседники “Ъ” в Эр-Рияде отмечают, что публике послали сигнал: границы у перемен есть, устои до основания никто не ломает.

«Вы думаете, все приветствуют реформы? Нет. Особенно на фоне январского роста цен на бензин и электричество, а также первого в истории страны введения налогов. Просто наши власти хорошо овладели искусством пиара»,— сказал “Ъ” собеседник в экспертных кругах, пожелавший остаться анонимным.

«Разве в других странах население всегда довольно реформами?» — заочно не соглашается с ним генерал ВВС в отставке политолог Абдалла бен Ганим аль-Гахтани. По его мнению, государство своими реформами стремится донести до населения простые вещи: нужно беречь ресурсы, уметь распределять доходы. «Жалуетесь на высокие цены — подумайте, зачем вы оставляете включенными кондиционеры, уходя из дома, зачем режете целого барана, чтобы накормить двух человек? Во всем должен быть разумный подход»,— поясняет он “Ъ”. Генерал считает, что главное в проводимых реформах не какие-то отдельные шаги, а то, как меняется образ мышления саудовцев — «их взгляд на мир и на себя самих».

Мирный гендерный джихад

Как и почему стал возможен мусульманский феминизм

Как саудовские женщины нарушают запреты и борются за свои права

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке — и выложить видеозапись своих «провокационных действий» в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в «Твиттере». Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд заявил о начале расследования в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке — вызов устоявшимся нормам.

Но с ростом популярности соцсетей таких «вызовов» со стороны женщин, защищающих свои права, стало заметно больше.

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более «провокационные» действия, кто-то — менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

«Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи», — говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в «Фейсбуке» более 1,2 млн подписчиков.

Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой, и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось «позаботиться о безопасности своих детей».

Читать еще:  Какой лучше аккумулятор для lada priora, kalina, granta и largus, и какую выбрать акб?

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

«Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе», — говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем — ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

33-летняя принцесса Амира ат-Тавиль, выпускница американского Университета Нью-Хейвена, стала публичной фигурой после своего замужества. Она вышла замуж за миллиардера — принца аль-Валида ибн Талала Аль-Сауда, который старше ее на 28 лет (в 2013 году пара развелась), и стала вице-председателем созданного им благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies.

На публичных мероприятиях она почти всегда появляется в европейской одежде и с непокрытой головой. Это возмущает саудовскую консервативную общественность куда больше, чем яркие наряды Муны Абу Сулейман, выдержанные в рамках мусульманских традиций.

Принца аль-Валида ибн Талала неоднократно призывали «контролировать жену», чтобы та не подавала «дурной пример» правоверным мусульманкам.

Однако принц обычно одобрительно кивал, в то время как его жена давала интервью западным телеканалам и говорила о правах женщин.

«Все начинается с гражданских прав. Нет никаких закрепленных письменно гражданских прав для женщин, которые, тем не менее, являются гражданами страны. В министерстве юстиции уверяют, что работают над этим. Тем не менее [женщинам] прав еще никто не дал — напротив, их отобрали», — говорила Амира ат-Тавиль в интервью Си-эн-эн в 2012 году.

Тем, кто критикует ее за немусульманскую одежду, она отвечает так: «Я не представляю всех женщин Саудовской Аравии. Я представляю поколение молодых саудовских женщин».

Принцесса Амира неоднократно публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления женщинам Саудовской Аравии права управлять автомобилем. Она поддерживала активисток, которые решались на «акции неповиновения»: садились за руль, а потом выкладывали в социальных сетях видео того, как они ведут автомобиль.

«Я думаю, что это наша задача — бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать НКО», — убеждена Амира ат-Тавиль.

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую, однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины — обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел — например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за «вождение автомобиля лицом женского пола».

По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

«Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали — это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину», — рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф «Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men» («Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин»).

«Вождение — это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я — как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну — моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства», — заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя активистка Лоуджан Хатлуль, получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди — проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в «Твиттере».

Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

«По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии», — заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

«Саудовские женщины слабы — независимо от того, насколько высок их статус, — потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности — это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии», — говорит активистка.

В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

«Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого», — заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке «Ав-Ватан» и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

Как казахстанцы отреагировали на запрет водить авто женщинам в Туркменистане

В Казнете разгорелись споры относительно культуры вождения по гендерному различию после запрета водить авто женщинам в Туркменистане, передает Tengrinews.kz.

О том, что женщинам запретили водить автомобили Туркменистане, стало известно накануне. Как отмечают туркменские СМИ, в декабре 2017 года глава МВД страны Исгендер Муликов представил главе Туркменистана статистику ДТП, из которой следовало, что большая часть аварий в стране происходит по вине женщин-водителей или с их участием. Президент поручил министру исправить ситуацию.

Пресс-секретарь Комитета административной полиции МВД РК Ирина Лукьянина в сети Facebook отметила, что женщины за рулем очень аккуратны.

«На мой взгляд, женщины за рулем очень аккуратны в вождении, исключение составляют лишь те, кому машина куплена «папиком», — написала Лукьянина. При этом она добавила, что в нашей стране не ведется статистика ДТП по гендерному принципу.

Читать еще:  Где находится датчик коленвала на пассат б4

Ее пост вызвал бурное обсуждение. Пользователи разделились на сторонников и противников данного запрета.

«Имею полагать, что аккуратных меньшинство. А большая часть — либо невнимательные и смелые, либо нерешительно медлительны. И, да, на демотиваторе у дамы неправильная посадка за рулем. Потому еще мужчины в автобусе и смеются, наверное», — написал под постом Павел Кравченко.

«Почти всегда женщины за рулем смотрят только прямо перед собой, никуда не поворачивая глаза. » — написал другой пользователь.

Другой комментатор отметил, что аккуратность порождает пробки.

«Интересно посмотреть статистику после. Неужели ДТП станет меньше? . » — написала пользователь Ирина Исабекова. На что другая казахстанка ответила: «Возможно, и станет, но по причине сокращения количества авто. Наоборот, женщины водят аккуратнее».

«Статистику ДТП ведет Комитет по правовой статистике Генпрокуратуры, они могут точнее сказать. Но смысл? У нас равная ответственность за ДТП и у мужчин, и у женщин, во-первых. Во-вторых, чтобы сравнивать, нужны не абсолютные цифры, а относительные. Например, сколько всего водителей-мужчин, какой процент попадает в ДТП, также и женщин. Но изначально мы не ведем статистику числа водителей по гендерному признаку. Да и вообще, как можно посчитать водителей? По количеству выданных ВУ? Но у четверти эти ВУ лежат дома на полочке, они никогда не имели машины и, возможно, никогда не сядут за руль. » — объяснила пресс-секретарь КАП.

«Да. антиконституционный закон! Интересно, если бы у нас приняли бы такое? Плюс только один — пробок меньше было бы, особенно в Астане и Алматы (шутка)», — отметил Биржан Сулейменов.

«Даже в Саудовской Аравии в июне 2018 года будет снят многолетний запрет, и женщины смогут получать права и водить машину», — добавила Ирина Лукьянина.

«У нас в стране не ведется официальной статистики ДТП по гендерному признаку. Однако страховщики обладают такой информацией благодаря наличию признака пола в номере ИИН. Сам с коллегой считал как-то это. Разница такая незаметная, что можно сказать в рамках допустимой погрешности. Т.е. это миф, что кто-то -мужчины или женщины, водят с меньшим риском ДТП», — написал Глеб Гарипов.

«Женщины водят в целом аккуратнее и медленнее, но они чрезмерно эмоциональны и часто дтп с ними случаются из-за приступов паники. Наверное, это единственный минус женщин за рулем. А все безграмотные курицы за баранкой — это чисто мужской продукт. Сами подарили, сами купили права и не научили элементарным пдд и уважению ко всем участникам движения, а теперь хотят женщин крайними сделать», — также написала под постом Жанна Ахметова.

«Как наши мужчины порадовались за своих «подельников». Опасливо оглядываясь на свою гневную половину, но солидарность обозначили. Держитесь, мужики! Женщины за рулем никак не пытаются занять мужскую нишу. Просто нам тоже порулить хочется», — отметила Елена Ваганова.

«Чисто политически провокационное решение. Туркмения — бывшая советская Республика, в которой было равноправие женщин и мужчин. Если женщин настроят против, однозначно мужья настоятся против автоматически. Вопрос: кто от этого получит выгоду?» — также отметил пользователь Zhandos Abdikarimov.

Также об этом законе высказался Азамат Сарсенбаев в Facebook.

«Что за нелепый закон? Я конечно выезжал на многие ДТП, и скажу вам что в Казахстане примерно 7 из 10 случаев ДТП на дорогах случаются по вине мужчин, да и львиная доля тяжких ДТП приходится на мужиков. P/S Хотя с женщинами труднее работать в ДТП, истерия, недоверие и полная неспособность решать чего либо без сильного пола», — написал Сарсенбаев.

Власть и право

Плетью по правам

В Саудовской Аравии женщины просят короля разрешить им водить автомобили

Женщины Саудовской Аравии обратились к королю с просьбой разрешить им водить автомобили. Пока Саудовская Аравия остается единственной страной, где женщинам запрещено садиться за руль, нарушительниц обычно приговаривают к порке.

К королю Саудовской Аравии Абдалле ибн Абдель Азизу аль-Сауду обратились члены Совета Шуры с просьбой разрешить водить автомобиль жительницам королевства. Женщины в совет вошли только в начале этого года. Их инициатива, считают там, позволит уравнять права полов в стране.

Член Совета Шуры Ханан аль-Ахмади сказала, что вопрос о праве женщин сесть за руль был поднят в ходе обсуждения деятельности Министерства транспорта. «Мужчины и женщины, члены совета, считают этот запрет бременем для женщин, поскольку для них нет никаких других вариантов, кроме как использовать общественный транспорт», — передает слова Ханан аль-Ахмади The Guardian. Ее коллега Латифа аль-Шаалан предложила подготовить соответствующую рекомендацию для министерства транспорта.

Теперь Совет Шуры должен окончательно решить, предлагать ли эти рекомендации министерству транспорта. Если министерство отклонит их, данный вопрос будет вынесен на отдельное обсуждение совета.

В Саудовской Аравии нет закона, который запрещает женщинам водить автомобиль. Однако они не могут претендовать на получение водительских прав.

Активисты, которые отстаивают права женщин в Саудовской Аравии, призывают 26 октября провести кампанию против этого запрета. А именно — сесть женщинам за руль автомобилей. Также активисты просят семьи поддержать своих родственниц, которые примут участие в акции. Предыдущая кампания, которая была проведена в 2011 году, закончилась арестами участниц. Тогда десятки саудовских женщин выложили свои фотографии за рулем в социальных сетях. Известно, что одна из задержанных была освобождена после того, как подписала обязательство, что больше не сядет за руль. Другую участницу приговорили к десяти ударам плетью. Однако по поводу приведения приговора в исполнение ходят противоречивые слухи. В частности, саудовская принцесса заявила, что приговор был отменен. «Почему женщин наказывают поркой за вождение автомобиля? Ведь женам пророка Мухаммеда можно было ездить на верблюдах и лошадях», — заявила тогда одна из активисток.

Совет Шуры является консультативным органом, его члены назначаются королем. Совет может давать различные рекомендации, которые нередко ложились в основу реформ. До начала нынешнего года в совет входили только мужчины. Однако в январе король подписал декрет, что в совете из 150 человек должно быть не менее 30 женщин.

Саудовская Аравия является единственной страной в мире, где женщинам запрещено водить машину. Наказание может быть разным, от штрафа «за управление транспортным средством человеком без должной квалификации» до настоящей порки. Кроме запрета на вождение автомобиля женщины в Саудовской Аравии не могут путешествовать без разрешения мужчины, не должны общаться с мужчинами, которые не являются их родственниками или родственниками мужа. Также женщины не могут занимать высокие политические должности. Мужчина-опекун может запретить женщине получить работу или открыть счет в банке.

Предложение разрешить представительницам прекрасного пола водить машину эксперты оценивают как осторожную инициативу короля Абдаллы по предоставлению женщинам все больших прав. Среди жителей Саудовской Аравии давно шли разговоры об отмене запрета, но очень редко эта проблема поднималась должностными лицами. Сейчас же даже религиозные деятели признают: запрет на вождение наложен из-за законов шариата и из-за того, что подобные шаги могут нарушить общественную мораль.

В апреле этого года жительницам Саудовской Аравии было разрешено ездить на велосипедах и багги (внедорожник для езды по песку). Однако во время поездки их должен сопровождать родственник или охранник, а сами путешественницы должны быть скромно одеты. Причем, как сообщал телеканал «Аль-Арабия», женщинам можно использовать велосипеды и багги только для отдыха, а не для поездок на работу.

Совсем недавно, в начале октября, женщины Саудовской Аравии добились еще одного послабления — права работать адвокатами и представлять интересы обвиняемых в судах: 6 октября власти выдали четырем женщинам первые адвокатские лицензии. До сих пор им разрешалось работать лишь в роли юридических консультантов, они не могли защищать своих клиентов в суде.

Как саудовские женщины нарушают запреты и борются за свои права

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке — и выложить видеозапись своих «провокационных действий» в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в «Твиттере». Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд заявил о начале расследования в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке — вызов устоявшимся нормам.

Но с ростом популярности соцсетей таких «вызовов» со стороны женщин, защищающих свои права, стало заметно больше.

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более «провокационные» действия, кто-то — менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

Читать еще:  Совет автоэксперта, как расшифровать код ошибки 13456 автомобиля opel zafira

«Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи», — говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в «Фейсбуке» более 1,2 млн подписчиков.

Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой, и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось «позаботиться о безопасности своих детей».

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

«Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе», — говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем — ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

33-летняя принцесса Амира ат-Тавиль, выпускница американского Университета Нью-Хейвена, стала публичной фигурой после своего замужества. Она вышла замуж за миллиардера — принца аль-Валида ибн Талала Аль-Сауда, который старше ее на 28 лет (в 2013 году пара развелась), и стала вице-председателем созданного им благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies.

На публичных мероприятиях она почти всегда появляется в европейской одежде и с непокрытой головой. Это возмущает саудовскую консервативную общественность куда больше, чем яркие наряды Муны Абу Сулейман, выдержанные в рамках мусульманских традиций.

Принца аль-Валида ибн Талала неоднократно призывали «контролировать жену», чтобы та не подавала «дурной пример» правоверным мусульманкам.

Однако принц обычно одобрительно кивал, в то время как его жена давала интервью западным телеканалам и говорила о правах женщин.

«Все начинается с гражданских прав. Нет никаких закрепленных письменно гражданских прав для женщин, которые, тем не менее, являются гражданами страны. В министерстве юстиции уверяют, что работают над этим. Тем не менее [женщинам] прав еще никто не дал — напротив, их отобрали», — говорила Амира ат-Тавиль в интервью Си-эн-эн в 2012 году.

Тем, кто критикует ее за немусульманскую одежду, она отвечает так: «Я не представляю всех женщин Саудовской Аравии. Я представляю поколение молодых саудовских женщин».

Принцесса Амира неоднократно публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления женщинам Саудовской Аравии права управлять автомобилем. Она поддерживала активисток, которые решались на «акции неповиновения»: садились за руль, а потом выкладывали в социальных сетях видео того, как они ведут автомобиль.

«Я думаю, что это наша задача — бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать НКО», — убеждена Амира ат-Тавиль.

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую, однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины — обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел — например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за «вождение автомобиля лицом женского пола».

По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

«Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали — это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину», — рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф «Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men» («Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин»).

«Вождение — это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я — как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну — моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства», — заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя активистка Лоуджан Хатлуль, получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди — проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в «Твиттере».

Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

«По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии», — заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

«Саудовские женщины слабы — независимо от того, насколько высок их статус, — потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности — это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии», — говорит активистка.

В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

«Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого», — заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке «Ав-Ватан» и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector